Весь сайт

  • Об университете
  • Поступление в ВШЭ
    • Подготовка школьников
    • Бакалавриат
    • Магистратура
    • Аспирантура
    • Дополнительное и бизнес-образование
  • Образование
    • Международные связи
    • Магистерские программы
    • Копия раздела Аспирантура
    • Факультеты и институты
    • Дополнительное и бизнес-образование
  • Наука
    • Аспирантура
    • Научные институты
    • Международные лаборатории
    • Научные центры
    • Научно-учебные лаборатории
    • Мониторинги
    • Международные проекты
    • Конкурсы и гранты
    • Конференции
  • Экспертная работа
  • Инновационная инфраструктура
  • Администрация и сопровождение
  • Студенческая жизнь
    • Учеба
    • Социальные вопросы
    • Международные программы
    • Научная жизнь
    • Студенческие организации
    • Спорт
    • Творческие коллективы
    • Центр креативного производства
  • Выпускникам ВШЭ
  • Свободное общение
    • Университет, открытый городу
    • Проекты научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина
  • Издания и ресурсы

Главный корпус

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Справочная:
+ 7 495 771-32-32

Карта зданий

Приемная комиссия

+ 7 495 771-32-42
abitur@hse.ru

Пресс-служба ВШЭ

+7 495 628-55-98
+7 495 621-78-73
press@hse.ru

Условия использования материалов

  1. Об университете

  2. Поступление в ВШЭ

    1. Подготовка школьников

      1. Студенческие организации ВШЭ, работающие со школьниками

      2. Форумы

    2. Бакалавриат

      1. Форумы

    3. Магистратура

      1. Форумы

      2. Копия раздела Магистерские программы

    4. Аспирантура

    5. Дополнительное и бизнес-образование

  3. Образование

    1. Международные связи

    2. Магистерские программы

      1. Бизнес-информатика

      2. Востоковедение и африканистика

      3. Государственное и муниципальное управление

      4. Градостроительство

      5. Дизайн

      6. Журналистика

      7. Инноватика

      8. Информатика и вычислительная техника

      9. История

      10. Культурология

      11. Математика

      12. Международные отношения

      13. Менеджмент

      14. Политология

      15. Прикладная математика

      16. Прикладная математика и информатика

      17. Программная инженерия

      18. Психология

      19. Реклама и связи с общественностью

      20. Социология

      21. Стандартизация и метрология

      22. Филология

      23. Философия

      24. Финансы и кредит

      25. Фундаментальная и прикладная лингвистика

      26. Экономика

      27. Электроника и наноэлектроника

      28. Юриспруденция

    3. Копия раздела Аспирантура

    4. Факультеты и институты

      1. Банковский институт

      2. Высшая школа урбанистики

      3. Институт демографии

      4. Институт менеджмента инноваций

      5. Институт образования

      6. Институт статистических исследований и экономики знаний

      7. Международный институт экономики и финансов

      8. Международный центр подготовки кадров в области логистики

      9. Факультет бизнес-информатики

        1. Отделение прикладной математики и информатики

        2. Отделение программной инженерии

      10. Факультет государственного и муниципального управления

      11. Факультет дизайна

      12. Факультет истории

      13. Факультет логистики

      14. Факультет математики

      15. Факультет медиакоммуникаций

      16. Факультет менеджмента

      17. Факультет мировой экономики и мировой политики

      18. Факультет права

      19. Факультет прикладной политологии

        1. Отделение интегрированных коммуникаций

      20. Факультет психологии

      21. Факультет социологии

      22. Факультет филологии

      23. Факультет философии

        1. Отделение культурологии

        2. Отделение востоковедения

      24. Факультет экономики

        1. Отделение статистики, анализа данных и демографии

        2. Отделение «Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ»

      25. Кафедра публичной политики

      26. Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ

        1. Факультет электроники и телекоммуникаций

        2. Факультет информационных технологий и вычислительной техники

        3. Факультет прикладной математики и кибернетики

    5. Дополнительное и бизнес-образование

  4. Наука

    1. Аспирантура

    2. Научные институты

      1. Институт анализа предприятий и рынков

      2. Институт государственного и муниципального управления

      3. Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева

      4. Институт демографии

      5. Институт институциональных исследований

      6. Институт информационных технологий

      7. Институт макроэкономических исследований и прогнозирования

      8. Институт международных организаций и международного сотрудничества

      9. Институт менеджмента инноваций

      10. Институт образования

      11. Институт по ресурсному обеспечению управления закупками и продажами для государственных и муниципальных нужд им. А.Б. Соловьева

      12. Институт правовых исследований

      13. Институт проблем безопасности

      14. Институт проблем правового регулирования

      15. Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий

      16. Институт региональных исследований и городского планирования

      17. Институт социальной политики и социально-экономических программ

      18. Институт статистических исследований и экономики знаний

      19. Институт торговой политики

      20. Институт управления государственными ресурсами

      21. Институт управления социальными процессами

      22. Институт "Центр развития"

      23. Институт экономики здравоохранения

      24. Институт экономики природопользования и экологической политики

      25. Институт экономики транспорта и транспортной политики

      26. Институт экономики энергетики и жилищно-коммунального комплекса

      27. Экспертный институт

    3. Международные лаборатории

    4. Научные центры

    5. Научно-учебные лаборатории

    6. Мониторинги

    7. Международные проекты

    8. Конкурсы и гранты

      1. Финансирование исследований

      2. Финансирование академической мобильности

      3. Финансирование научного сотрудничества

    9. Конференции

  5. Экспертная работа

  6. Инновационная инфраструктура

  7. Администрация и сопровождение

  8. Студенческая жизнь

    1. Учеба

    2. Социальные вопросы

    3. Международные программы

    4. Научная жизнь

      1. Лаборатории

      2. Конкурсы и гранты

      3. Научные студенческие сообщества

    5. Студенческие организации

      1. Клубы

      2. Представительства международных организаций

    6. Спорт

      1. Секции

      2. Клубы

    7. Творческие коллективы

      1. Сценическое искусство

      2. Эстрадная хореография

      3. Классическая хореография

      4. Вокал

      5. Игра на музыкальных инструментах

      6. Изобразительное искусство

      7. Клубы по интересам

    8. Центр креативного производства

  9. Выпускникам ВШЭ

  10. Свободное общение

    1. Университет, открытый городу

    2. Проекты научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина

  11. Издания и ресурсы

Чтобы сде­лать вело­­­си­­­пед, надо его изоб­ре­­­сти


Продолжаем серию интервью с нашими преподавателями. Художник, архитектор и дизайнер, куратор направления «Дизайн среды» Школы дизайна НИУ ВШЭ Александр Джикия – о технологической революции, изобретении велосипеда и о гипотетическом возрождении ВХУТЕМАСа в наши дни.

— Можно сказать, что сегодня мы живем в эпоху дизайнерской революции. Дизайн наконец признан важной составляющей нашей жизни. Но почему только сейчас?

— Потому, что мы живём в эпоху так называемого «постмодернизма», который окончательно разрушил какие бы то ни было эстетические стандарты, и люди, в своей массе, больше не понимают, как должна быть устроена их жизнь.

— Должна быть устроена или должна выглядеть?

— Одно неотделимо от другого. На рубеже ХIХ и ХХ веков эстетическая концепция радикально изменилась вследствие обширной технологической революции. Изобразительное искусство было преобразовано изобретением фотографии (как и театр был преобразован изобретением кино), а архитектура и дизайн – внедрением сначала цельнометаллических конструкций, а потом железобетона. Эта эпоха получила название «Модерн», и какое-то время казалось, что старые эстетические стандарты были просто-напросто заменены новыми. Однако время постоянных трансформаций продолжилось, и мир вошёл в зону эстетической неопределённости, получившей название «пост-модерн». Здесь и потребовалась профессия дизайнера, который «знает, как надо» выбирать для потребителя тот или иной эстетический стиль. В начале же прошлого века, вероятно вследствие того, что технологическая революция в России совпала с социальной, на какое-то время мы на самом деле оказались в авангарде «законодателей мод».

— ВХУТЕМАС, русский авангард — лучшая школа.

— ВХУТЕМАС, безусловно, был на острие процесса, и единственной сопоставимой школой можно назвать BAUHAUS, причём наши лидировали в архитектуре, тогда как немцы – в дизайне. Но, в любом случае, мы перестали копировать западные достижения и показали на деле свою способность формировать эстетические стандарты.

— Это полезная способность?

— Безусловно. Она даёт человеку смысл существования. Творец всегда первый, поскольку участвует в сотворении мира, и получает моральное удовлетворение, когда может произнести: «Это хорошо!». Однако всё, что мы делаем, находится не в пустоте, а в культурной среде, корни которой уходят в глубину тысячелетий.

— Корни нужно осваивать каждому?

— Конечно. Мы «должны освоить все знания, накопленные человечеством», и надо не просто знать, но и понимать, что происходит вокруг нас. Поэтому, чтобы изобрести свой велосипед, необходимо быть осведомлённым об уже существующих образцах. Но даже изобретая то, что уже было изобретено, человек становится хотя и не первым, но все же изобретателем, а не подражателем-копиистом.

— Студенты часто изобретают велосипеды?

— Интересный вопрос. Будучи студентами, мы, безусловно, «изобретали велосипеды». По крайней мере, у нас было непреодолимое стремление к этому процессу. И несмотря на серьёзную нехватку информированности о том, что происходило «за бугром», нам удавалось каким-то образом «заглядывать за железный занавес» (причём, порой мы видели там нами же созданные миражи). В отличие от моего поколения, нынешние студенты не только имеют доступ к интернету и всем прочим источникам информации, но и своими глазами могут увидеть практически всю планету (были бы у их родителей средства на путешествия). Как это ни странно, я наблюдаю при этом некую апатию, что ли, какое-то отсутствие стремления к активному переустройству мира, которое ещё было свойственно нашему времени.

— Вы ведь по образованию архитектор?

— Да, я закончил МАрхИ в 1985-м году, но, уже будучи студентом, больше интересовался «авторским рисунком» и курса с 3-го устраивал с друзьями выставки, а также перформансы и инсталляции (хотя мы и не знали в то время этих слов) в институте, а также дома и в любых пригодных для этого местах. После возвращения из армии я не пошёл обратно на архитектурную службу, а занимался для заработка музейным дизайном, книжной графикой и журнальной иллюстрацией. С 1996 по 2006 я набирался опыта за границей, но в последнее время меня как-то всё больше притягивает архитектура.

— Где вы странствовали?

— Я жил года четыре в Нью-Йорке, потом несколько лет в Анкаре. В Америку я попал на грант, а когда он закончился, зарабатывал на жизнь строительством экспозиций в музее Гуггенхайм, где научился английскому и плотницкому ремеслу. Там же мне по дружбе предложили поехать преподавать в Турцию, и я, не раздумывая, согласился. С 2000 по 2006 год я работал в университете Bilkent. Это крупнейший частный турецкий университет, где всё преподавание ведётся на английском языке. Моим основным курсом был Basic Design, но я также вёл в разное время начертательную геометрию, рисунок по воображению, шелкографию, а также курировал студентов магистратуры отделения Fine Arts.

— У вас же, насколько я понимаю, всегда была идея преподавать?

— Мне посчастливилось закончить Московский Архитектурный Институт, который каким-то образом смог сохранить частичку атмосферы ВХУТЕМАСа. Для студентов нашего поколения 20-е годы были чем-то недостижимо-заманчивым, но при этом всё ещё живым, причём в прямом смысле этого слова – некоторые занятия у нас вели бывшие студенты ВХУТЕМАСа. Конечно, у многих тогда возникала идея возродить ту непередаваемую творческую атмосферу, которая породила шедевры советского авангарда в архитектуре и изобразительном искусстве. Но это были только мечты – ни у кого из нас не было необходимого жизненного опыта и знаний для их воплощения в реальность. Теперь, когда за спиной уже имеется некоторый опыт практической деятельности, стало понятно, что не менее важным в нашем образовании было получение академических знаний, которые в молодости воспринимались как нечто реакционное в сопоставлении с идеалами модернизма.

— Важна преемственность?

— Конечно. Она важна потому, что мы только продолжаем дела, начатые нашими предшественниками, помещаем свои работы в созданное многими десятками поколений культурно-эстетическое пространство, и, по сути, являемся только листками на ветках большого и старого дерева. Тем не менее, истинная революция произошла именно в наше время с внедрением в жизнь компьютеров. Всё, что происходило до этого момента, включая авангард начала XX века, было только прелюдией. Компьютерные технологии завершили очень большой эволюционый цикл и начали следующий; преподаватели во многих навыках оказались позади своих учеников.

— Наблюдая за работой художников в разных изданиях, я замечала, что кто-то исходит из опций, предлагаемых компьютером, а другие рисуют картинку, исходя из собственных возможностей. И это принципиально разные результаты.

— Я думаю, что мы ещё не осознали того, что принесла с собой всеобщая компьютеризация. Тем не менее, все компьютерные программы создавались докомпьютерным поколением, и основные приёмы «ручного труда» были изначально заложены в набор предлагаемых опций. Далее они развивались уже исходя из свойственной компьютерному мышлению логики. В итоге, невероятно повысив производительность труда и, безусловно, расширив горизонты, компьютер всё равно остался лишь инструментом, который не в состоянии творить самостоятельно. Многие решения по-прежнему находятся гораздо эффективнее со старым добрым карандашом в руке. Поэтому, с моей точки зрения, мы не только должны обучать студентов совершенному владению компьютером, но также должны дать им и полный набор навыков работы с «традиционными» техниками и материалами. И, что не может не радовать — мы теперь вполне примирили стилистику «академии» и «авангарда», поскольку перед лицом компьютера расхождения между ними оказались ничтожными и смешными.

— Со следующего года Школа дизайна открывает набор на новое направление — «Дизайн среды», вы будете его куратором. Для нашей страны это болезненная тема: существует распространенное мнение, что здесь, по большому счету, никакого дизайна, кроме графического, нет. Это ведь не так?

— Я позволю себе с этим не согласиться. Конечно, драматическая история ХХ века не позволила нам развивать различные направления дизайна так, как это было в странах, которые избежали разрушений и войн, однако и у нас есть прекрасные образцы архитектуры, а также индустриального дизайна – достаточно вспомнить Ту-144, ничем не отличающийся от аналогичного Конкорда.

— Туполев же, кажется, говорил: «Некрасивый самолет не полетит».

— Конечно, самолёт — это в меньшей степени дизайн, а в большей степени функциональная необходимость — хотя, как сказать. Старый холодильник ЗИЛ, автомобиль Волга, пылесос Тайфун (я недавно видел такой на помойке – он по своему минимализму очень похож на Айфон) тоже предельно функциональны и лаконичны, и вместе с тем красивы.

— Раз вы сами упомянули айфон — в чем главная причина его успеха? В том, что его приятно трогать и на него смотреть?

— Айфон создал новую концепцию телефона; по большому счёту, сейчас все смартфоны – это версии Айфона. Мне же больше всего нравится мой 3-й айфон как раз за его закруглённые формы, делающие его похожим на любимые предметы моего детства. Недавно я спроектировал шкаф «Лёлик и Болик» с такими же шарообразными угловыми закруглениями. Для мебели это, помимо всего прочего, функционально – оберегает от ушибов и синяков.

— Вы учите ручному труду?

— В обязательном порядке. Мне хотелось бы приблизить учебную программу к реальному творческому процессу, когда концепция разрабатывается на бумаге, 3D модель – на компьютере; макет делается из бумаги и других материалов, визуализация – опять на компьютере. Ведь итогом любого проекта, связанного с дизайном среды, является реальный материальный мир, который нам и предстоит преображать. 

comments powered by Disqus